Поиск по сайту
Логин:
Пароль:
Главная Форум Энциклопедия Галерея Атлас Купить Стили
Энциклопедия бонсай » Остальные » Золотое сечение - Применение принципов искусства в бонсай
05:14

Золотое сечение - Применение принципов искусства в бонсай

Часть 1: Золотое сечение

В последние годы было много дебатов на тему взаимоотношения между Бонсай и Искусством. Есть ли практика бонсай чисто садоводческой или имеет еще и строгие художественные аспекты?

Много энтузиастов вначале подходят к бонсай в садоводческом аспекте, после этого они пытаются стилизировать и формировать свои деревья и только здесь начинается художественная и креативная сторона практики.

Есть много основных принципов которые мы применяем когда формируем наши деревья, или, по крайней мере должны применять. Многие из этих принципов уже рассмотрены нами в общеприменимых «Правилах Бонсай»

Эта статья рассматривает один из наиболее важных базовых принципов, известный как «золотое сечение»


Золотое сечение – это закон пропорциональности. Применение этого закона часто встречается в природе и чрезвычайно полезно в искусстве. Впервые сформулированный Витрувием, он стал наиболее известным благодаря рисунку Леонардо да Винчи, нарисованному в 1509 году под названием «Божественная пропорция» (смотри рисунок вверху)

По существу, закон определяет, что две неравных части целого должны находится во взаимоотношении друг ко другу, чтобы создать приятную для глаз картинку.

В числовом отношении, золотое сечение составляет приблизительно 1.618034 или 38% к 62%. Эта пропорция постоянно встречается на протяжении наших жизней и говорит об идеальной пропорции между двумя объектами или двумя частями целого.


Картинки вверху иллюстрируют, во-первых, Золотой прямоугольник, где каждый целый прямоугольник разделяется с использованием Золотого сечения в пропорциях 38% к 62%

В дополнение к золотому прямоугольнику мы имеем золотую спираль. Спираль расчерчена последовательно через углы золотой секции прямоугольников. Точно такая спираль существует во многих природных формах, таких как ракушки и растения.

Природные примеры золотого сечения встречаются на протяжении нашей жизни. Для примера, пропорции между предплечьем и плечом есть 38% к 62% и точно такое же отношение между кистью и предплечьем. Наши собственные лица составляют эту пропорцию раз разом; в отношениях между нашими глазами, ушами, ртом и носом мы находим золотое сечение. Более того (сознательно или несознательно) распознание золотого сечения в неодушевленных предметах и художественных композициях дает ощущение правильности и создает ощущение удовлетворения и гармонии в рисунке.

Пропорции золотого сечения также видимы в так называемом ряду Фиббоначи. Это последовательность чисел, где каждое число являет собой сумму двух предыдущих чисел 1 1 2 3 5 8 13

Отношение двух последовательных чисел в этой последовательности приблизительно соответствует золотому сечению.

0+1=1

1+1=2

1+2=3

2+3=5

3+5=8 ...

Это называется последовательность Фибоначчи. Эти числа используются в природе все время. Например, роза имеет спирали из 3 лепестков в одном направлении и 5 лепестков в другом.

Сосновая шишка для пример имеет 3+5=8 витков в одном направлении и 5 + 8 = 13 витков в другом.


Наконец, золотое сечение восходит к «Правилу двух третей» в искусстве и, особенно, в искусстве Азии. Оно включает в себя создание места акцентирования или фокуса в композиции. Чтобы найти точку акцентирования необходимо разделить картину на три части вертикально и потом горизонтально. На пересечении этих линий (получается четыре точки) где предположительно и необходимо устанавливать фокус картины согласно эстетическим аспектам.

Картина вверху разделена на части в соответствии с «Правилом двух третей» и Золотым сечением. Эта композиция гармонична для глаз, потому что основные точки фокуса размещены вдоль эстетически удовлетворительных линий и объекты ассиметрически размещены в этом соотношении.

Золотое сечение, правило двух третей и бонсай.

Золотое сечение снова и снова появляется в правилах формирования бонсай. Почти каждый раз, два формируемых элемента размещаются в связи друг с другом, по возможности удовлетворяя требования золотого сечения.

Когда мы работаем с живыми растениями или материалами, которые мы непрерывно изменяем на протяжении сезонов золотое сечение упрощается до соотношения 1:2/3

Отношение размеров плошки к бонсай, расстояния между каждым уровнем веток в подъеме по стволу дерева, позиция размещения растения в плошке – ко всему этому часто применяется правило золотого сечения.

Ассиметрия золотого сечения используется везде в искусстве бонсай; от уклонения от симметричного позиционирования и ассиметричных трехсторонних паттернов до использования нечетных (чаще, чем четных) чисел.

Сколько раз мы слышали, что первая ветка должна располагаться на уровне 1/3 высоты дерева? Что дерево должно размещаться ближе к левому или правому краю но не посередине плошки? Что бонсай должен размещаться ближе к левому или правому краю, но не посередине выставочного столика? Что основное дерево в группе растений никогда не помещается в центре плошки?


Пример того, как золотое сечение может быть применено к очень простой картинке; здесь дерево в формальном вертикальном стиле с первой веткой, размещенной на 1/3 высоты дерева. Каждая ветка располагается на расстоянии между ней и следующей веткой в соответствии с золотым сечением.

На этой картинке первая ветка была передвинута вниз; визуально ее взаимоотношение с деревом как целым и следующей верхней веткой изменилось и картина стала менее спокойной.

Наконец, три ветки были пододвинуты и опущены вниз, хотя первая ветка правильно размещена в соответствии с правилами золотого сечения, картинка стала визуально неудовлетворительной.

Следующий пример. В этой картинке бонсай (как целое дерево) размещен по центру столика.

И пока мы не переместим бонсай в соответствии с правилами золотого сечения и правилом двух третей картинка не будет полностью удовлетворительна.

Наконец…

Несмотря на то, что это относительно простой закон, он многое может изменить в нашем понимании искусства и творчества. В одной статье невозможно охватить весь объем применения золотого сечения в одном только контексте бонсай, предоставьте Искусство самому себе. Понимание принципов золотого сечения. можно применить бесчисленными способами, когда вы стилизируете и показываете свои деревья.

Как бы то ни было нужно отметить, что может быть невозможным каждую грань дерева усовершенствовать в соответствии с золотым сечением, что бы полезного вы не пытались сделать. Деревья, стволы, ветки не растут в соответствии с художественным законом и его чрезмерное использование в композиции может привести к избыточному визуальному повторению.

Умышленное пренебрежение золотым сечением в формировании может использоваться, чтобы отразить движение и энергию в другом месте композиции.

Оригинал статьи размещен на www.bonsai4me.com
Просмотров: 6887 | Рейтинг: 4.2/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]