Поиск по сайту
Логин:
Пароль:

Что такое Бонсаи?

Бонсаи это дерево или растение, растущее в какой-либо ёмкости и поэтому маленьких размеров, однако, полностью выражающее красоту и форму природного. Дословное значение Бонсаи - "растущее на подносе".
Разлиичие между Бонсаи и обычным растением, растущим в горшке, в том, что последнее красиво само по себе.
Бонсаи может быть высотой не выше фута, но при этом иметь особенности настоящего дерева, растущего на вершине горы, или сосны, уцепившейся за утёс. Существуют различные стили Бонсаи. Бонсаи с сильными крепкими стволами, искривлёнными, двойными, тройными и др. - все они подсмотрены у природы. Другими словами Бонсаи это попытка создать натуральное дерево в миниатюре. Современная тенденция в Бонсаи - создание спокойного ощущения леса .


что такое бонсай



История Бонсаи


Первое упоминание о Бонсаи относится к периоду Kamakura (1192-1333) в записях Kasuga Shrine . Первые изображения Бонсаи появились в знаменитых свитках священника того времени Honen . Изображения показывали деревья в их натуральном виде, растущими в мисках, стоящими на полках . Это даёт основание полагать, что они использовались как образцы для сравнения . Изображения на свитках были сделаны в течение периода Kamakura, но изображённые события относятся к периоду Heian (794-1191), что указывает на то, что Бонсаи появилось гораздо раньше .

Различные записи периода Kamakura говорят о том, что деревья и растения были собраны на полях, в горах, а затем уже превращались в Бонсаи . Знаменитый No, создававший Hachi-no-ki (растения в горшке), работал с растениями того времени такими как слива, вишня, сосна . Это также подтверждает, что Бонсаи появилось до 800-х годов .

Замечено, что в период Edo (1615-1867), садовые растения и растущие в горшках, некоторые цветущие и виды с цветными листьями достигли особенного распространения в Бонсаи . Однако, развитие Бонсаи того периода было очень малым .
С возрастаанием интереса к стилю Южный Sung рисования и литературы в конце периода Edo, Бонсаи снова стало материалом для живописи и поэзии . С другой стороны, необычно искривлённое дерево ошибочно считали хорошим Бонсаи . Это суждение вскоре изменилось и снова началось возрождение природной красоты и выразительности растений .
Возрастающий интерес к Бонсаи удовлетворялся выпускающейся специальной литературой и выставками, первая из которых состоялась в Токио в 1914 г. В 1934г. ежегодная выставка особенно подчеркнула прогресс Бонсаи, она была организована Токийским Художественным Музеем Метрополитен, и продолжается по сей день .
Бонсаи считалось занятием для богатых, однако, сейчас им начинают заниматься люди различного достатка . Возник интерес в США и других странах мира.



история бонсай


Эволюция бонсаи

Очевидно, что искусство китайского бонсаи, или пенджинга (его также иногда называют пентсаи), было предшественником японского бонсаи. Различные стили этого искусства развивались на Дальнем Востоке в течение многих веков, и только затем с ним познакомились японцы. В Тихоокеанском регионе издавна выращивали миниатюрные деревья и создавали природные ландшафты в миниатюре, но большинство людей знакомы именно с искусством пенджинга, то есть с растением или деревом, выращенным в горшке с камнями или песком, или с пентсаи, когда дерево или группа деревьев выращивались на камнях или скалах.

Искусство пентсаи принесли в Японию торговцы. Японцы переделали название на свой лад, и миниатюрные деревья стали называться бонсаи, что означает «дерево на подносе». Этот термин широко распространился во всем мире. Теперь бонсаи называют и отдельные миниатюрные деревья, и ландшафты в миниатюре. Ландшафтные же бонсаи японцы называют иначе — бонкеи и бонсеки.

Исторический аспект развития бонсаи очень интересен сам по себе. На рисунках в древнеегипетских гробницах мы видим маленькие деревья в контейнерах, расставленных вокруг храмов. Отсюда можно сделать вывод, что религия и деревья были неразрывно связаны в представлениях древних египтян. Эти растения могли быть и лекарственными, потому жрецы и высаживали их вокруг храмов. В Древней Индии многие растения и деревья использовались в медицинских целях. Врачи и шаманы выращивали целебные растения в контейнерах, чтобы их было легче брать с собой при необходимости.

В древних рукописях мы находим рассказ о странствующих индусах, практикующих Аюрведу, медицинскую систему, возникшую еще в 3000 году до нашей эры. Аюрведическая медицина воспринимала тело человека как микрокосм вселенной. Если прана, то есть жизненная сила, внутри человека разбалансирована, возникает болезнь. Правильный баланс жизненной силы, необходимый для здоровья человека, определяется тремя дошами (силами): кафой (вода и приливы), питтой (жар и энергия) и ватой (воздух и ветер). Обретение баланса с помощью аюрведической медицины требует изменения рациона питания, постоянных медитаций, молитв, лечения с помощью трав, листьев и коры деревьев, массажа и особых упражнений, основанных на йоге.

Аюрведическая медицина оказала огромное влияние на традиционную китайскую медицину и послужила ее основой. Китайские врачи умели найти растения, необходимые для восстановления энергетического баланса пациента. Странствующие лекари, шаманы и буддийские монахи носили живые растения с собой. Чтобы облегчить транспортировку, растения постоянно подстригали. Постепенно лекари поняли, что при подобном обращении листья растений становятся мельче, ветки располагаются более плотно, и все растение в целом уменьшается. Миниатюрные деревья были настолько красивы, что очень скоро их начали выращивать специально и продавать как декоративные растения. Самое раннее упоминание о бонсаи мы находим в гробнице принца Чжан Хуая, умершего в 706 году во время правления династии Тан (618—907). Копии двух настенных изображений сегодня можно видеть Ботаническом саду Шанхая. На них изображены слуги, несущие то, что с большой долей вероятности можно назвать бонсаи. В одном случае это миниатюрный ландшафт, а в другом — дерево в горшке.

Подобным образом оформляли растения и ландшафты примерно 1800 лет назад. Но сохранились свидетельства о том, что миниатюрные деревья выращивали еще во времена династии Цзинь (265—420), задолго до династии Тан.

Во времена династии Сун (960—1279) искусство выращивания деревьев в горшках приобрело огромную популярность. Художники соревновались друг с другом, стремясь создать самое совершенное дерево и оформить его с помощью самых красивых камней. Интерес к искусству пенджинга основывался на убеждении в том, что подобные деревья имитируют естественную среду и способствуют медитации.

Сейчас вам предстоит забыть о западном образе мышления и превратиться в жителя Востока. Камни на Востоке имели почти культовую ценность. Они являлись частью природы и обладали внутренней силой, порой весьма значительной. В древности китайцы считали, что камни не наделены душой, но могут быть местом временного пребывания духа. И в японской, и в китайской мифологии и религии леса, скалы, водопады, горы и долины считались домами духов Ками. Естественно, к подобным жилищам следовало относиться с почтением и благоговением, чтобы не потревожить духов. Духам приносились жертвы. Каждая японская деревня, в которой исповедуется синтоизм, имеет собственных духов Ками. Их жилища охраняются и защищаются, чтобы раздраженные духи не испортили урожай и не погубили молодые побеги.

История миниатюризации деревьев знает взлеты и падения. В Корее, Китае и Японии это искусство достигло своего расцвета, но явилось ли это результатом торговли между Индией и Китаем?

Буддизм, медитация и бонсаи

Вместе со странствующими торговцами в Китай проникла и индийская религия — буддизм, учение принца Сиддхартхи Гаутамы. Будда родился в Непале, проповедовал в Индии, в долине Ганга, с 544 года до нашей эры (даты просветления) и до самой смерти, то есть до 489 года до нашей эры. Будда проповедовал свое учение в соответствии с уровнем подготовленности учеников. В некоторых случаях он переходил на высший уровень. Он не говорил, а указывал на высшее «я», существующее внутри каждого из нас, утверждая, что все мы — части единого целого. Осознание буддийской лрироды человека называется просветлением. Будда учил, что просветления можно достичь с помощью медитации. «Медитация — это дорога к просветлению».

Религиозное учение буддизма развивалось в Китае совершенно самостоятельно. Постепенно буддизм проник и в Японию, но здесь большее распространение получила религия синтоизм. Китайские торговцы проникали в Корею, а оттуда морем — в Японию, которую они называли «Плавучими островами».

К тому времени буддизм уже стал господствующей религией в Корее, и именно корейцы познакомили с этим вероучением японцев. Произошло это в VI веке нашей эры. Этот период японской истории называется Суико (или Асука). Он датируется 522—646 годами нашей эры. Императрица Суико, по имени которой и получил название этот период (исключительно образованная и опытная правительница), убеждала свой народ принять новую религию. Проникновение корейского буддизма в Японию произошло на удивление быстро. Буддийское стремление к минимализму и простоте пришлось по душе японцам.

Интеллектуальное японское общество быстро восприняло не только мировоззренческие идеи новой религии, но и многие элементы корейской и китайской культуры.

Искусство создания миниатюрных деревьев появилось в Японии около 900 лет назад. Китайские и корейские товары, продаваемые в Японии, пробудили в японцах стремление изготовлять их самим. Японцы отправлялись в Китай и Корею изучать искусство, архитектуру, ремесла и даже основы государственного и местного управления. Страсть к знаниям не угасала вплоть до конца периода Южной Сун (960—1279). В этот период японцы активно импортировали китайскую культуру, в том числе каллиграфию, церемониал и предметы искусства. В Китае буддизм назывался «чань» (производное от санскритского слова «дьяна», что означает «медитация»). В Японии он получил название «дзэн». Хотя корейцы познакомили Японию с буддизмом более пятисот лет назад, в этот период возникло совершенно новое течение. Чань тренирует разум, в частности, через «Путь Кисти» (это учение стало основой живописи суми-э — монохромной живописи, выполненной тушью на бумаге). Китайцы к тому времени достигли больших успехов в выращивании миниатюрных деревьев и с готовностью передали свое искусство японским аристократам.

Изучение и любование пенджингом и бонсаи частично основывается на буддийском учении, а частично — просто на любви к природе. А теперь давайте поговорим об учениях, основывающихся на медитации и стремлении к познанию самого себя.

Для медитации некоторые буддисты использовали камни и миниатюрные ландшафты с деревьями или без них. Подобно православным русским и греческим иконам, эти ландшафты, отображавшие в миниатюре окружающий мир, способствовали медитации. Они являлись не предметом поклонения, а каналом передачи энергии и точкой сосредоточения, необходимого для успешной медитации.

Китайцы — простые люди, ученые и жрецы — создавали миниатюрные горные ландшафты и украшали ими свои дома и сады. Иногда они использовались в качестве курильниц для благовоний — тогда их называли «бошанлу», то есть «волшебные горные жаровни». Эта традиция уходит своими корнями во времена династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.). Можно встретить упоминания об использовании подобных предметов и во времена династии Цзинь. Тогда камни считались убежищами духов. Религиозное поклонение камням самым тесным образом связано с даосизмом, новой религией, сформировавшейся в Китае на основе всех предшествующих.

Некоторые бошанлу создавались в форме Трех Островов Благодати — Йиньчжоу, Фаньчжан и Пенглай, — где жили бессмертные боги. Считалось, что боги обитают в таинственных, окутанных тучами Западных горах. Мифы, окружающие острова и горы, где жили Бессмертные, гласили, что острова исчезают в тумане или тучах, как только смертные приближаются к ним. Бошанлу обычно состояли из камней и растений или из трех небольших островков, укрепленных на мраморном постаменте. Ароматный дым окутывал островки, придавая всей картине исключительно живописный и загадочный вид. Если бошанлу и не приносила человеку удачи, то ее всегда можно было использовать в качестве объекта медитации.

Китайцы также создавали великолепные сады из известняка, поднятого со дна озер. Камни линь би (обычный известняк), изъеденные и проточенные водой, выглядели весьма живописно. Их устанавливали на берегу рядом со старыми небольшими деревьями, привезенными с гор. Такие сады в Китае начали создавать во времена династии Тан (618—907). Учитывая интерес японцев ко всему китайскому, неудивительно, что эти камни и небольшие растения очень быстро прижились в Японии. Наиболее активно торговля китайскими товарами и предметами искусства развернулась во времена династии Сун и длилась в течение нескольких веков.

Вполне возможно, что китайцы приносили домой камни и выращивали на них миниатюрные растения не только в целях медитации, но и просто из любви к природе. Кроме того, китайцы, создав жилище для духов в собственном доме, могли приносить им жертвы в любое удобное для себя время. Вспомните хотя бы столь популярное в последнее время китайское учение фэншуй, история которого началась более пяти тысяч лет назад, и вы поймете, насколько важен для жителей стран Дальнего Востока дом, где живут они сами и их семьи, и как страстно они стремятся к гармонии с землей и природой в целом.

К сожалению, многие традиции Древнего Китая были беспощадно истреблены в годы коммунистического режима. Лишь в последние тридцать лет пенджинг вновь стал популярен в этой стране. По иронии судьбы, на этот раз учителями китайцев стали японцы, которые когда-то переняли у них искусство бонсаи. Сегодня китайцы заново открывают для себя мир древнего искусства. Пенджинг быстро обретает популярность во всем мире.

Многие любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки. Если это не медитация, то что же?

Развитие бонсаи

От Роберт Аж. Бэрэна (США)

Роберт Дж. Бэрэн, историк бонсаи из города Финикс, штат Аризона, расскажет вам о развитии искусства бонсаи.

Китайские школы пенджинга

В период с XVI до конца XIX века в Китае сформировалось несколько стилей. Хотя большинство местных стилей более не используется, некоторые сохранились до наших дней. Сегодня существует шесть школ пенджинга, основанных на региональных стилях, возникших в этот период. Многие из этих стилей определяются не только мастером и его школой, но и использованием местных материалов. Сегодня создаются и пенджинги, не соответствующие строго определенному стилю. Выращивание миниатюрных деревьев подобно живописи, поэтому и стиль многих пенджингов определяется традиционной китайской живописью. Правители Китая на покое обычно уезжали в город садов Сучжоу, где не только разбивали собственные сады (из нескольких тысяч сохранилось всего тридцать), но и создавали пенджинги.

Разновидности пенджинга

Традиционно в пенджинге выделяют две разновидности: шансуй и шуму. «Шансуй» в переводе с китайского означает «горы и вода». Это ландшафтный пенджинг, изображающий горную местность. Деревья могут присутствовать, но они не являются обязательным элементом композиции и играют в ней второстепенную роль. Пенджинг шуму, который иногда называют пенсаи, — это близкий родственник японского бонсаи. В нем используется одно или несколько деревьев, которые являются основой и доминантой всей композиции.

При создании пенджинга шуму или традиционной картины в этом стиле китайский художник обращает особое внимание на контраст, пытается соединить противоположности (вертикаль и склон, плотность и пустоту), с тем чтобы получить картину, исполненную гармонии. Хотя сегодня большинство материала получают из питомников, традиционной основой композиции всегда служит дерево, найденное в природе. Шесть основных стилей — это прямой ствол, наклонный ствол, изогнутый ствол, драматический стиль, виноградная лоза и лес. Знатоки пенджинга создают собственные стили, стремясь создать атмосферу покоя, изысканной элегантности и неповторимости.

Местные стили и школы Китая

Поскольку пенджинг всегда отражает реальный ландшафт и настроение природы, неудивительно, что в древности существовало столько же стилей, сколько и районов в Китае. Китай — страна с весьма многообразными климатическими и географическими условиями; естественно, что каждая местность отличается специфической растительностью. Это накладывало свой отпечаток и на искусство пенджинга. В каждой местности художники работали с особыми материалами, которые диктовали стиль и технику создания миниатюрного дерева. И каждый стиль обладает своими неповторимыми достоинствами. Естественно, что в каждом пенджинге проявляются также неповторимая личность художника, его философия и профессионализм.

Школа Су (Северная группа)

На протяжении веков в Китае существовало несколько разных школ пенджинга. Сегодня можно выделить две основные группы, связанные с пенджингом шуму. Первая — это школа Су, или Северная группа, которая охватывает долину реки Янцзы. Здесь растут преимущественно хвойные деревья. Крона пенджинга формируется слоями или пучками. Форму стволу дерева придают с помощью проволоки. Помимо этих черт, северный пенджинг характеризуется фантастичностью и грандиозностью. Северная школа подразделяется на Восточную и Западную.

Восточная школа Су: школа Янчжоу

Школа Янчжоу имеет долгую традицию выращивания пенджингов, характеризующихся аккуратными, ярко выраженными слоями листвы. Ветви располагаются таким образом, чтобы получить тонкие, плоские, овальные слои листвы, расположенные строго горизонтально и, как правило, одинакового или сходного размера. Эти слои называют «облаками», их можно считать результатом художественного преувеличения. У растения обычно оставляют нечетное количество плотных, очень декоративных слоев. Пенджинг, состоящий из одного-трех уровней, выполняется в стиле «платформы». Пенджинги с большим количеством уровней выполняются в стиле «причудливых или изящных облаков». Стволам деревьев, как правило, придают изогнутую, спиралевидную форму, называемую «изгибом ревущего дракона». Художники из Янчжоу умеют придавать стволам и ветвям весьма изысканную форму с помощью нитей из пальмового волокна. Формирование дерева начинается в самом раннем возрасте. Художник постоянно изгибает, обрезает и прищипывает побеги. Этот стиль требует большого опыта и много времени. Внимание уделяется мельчайшим деталям. Работа художников этой школы пользуется в мире заслуженным уважением. Традиционный стиль, характеризующийся совершенно уникальными чертами, сохранился до наших дней. Для таких пенджингов используют различные виды сосен, можжевельников вязов и самшита.

Куин Куан Чжао

Куин Куан Чжао — вицепрезидент Ассоциации художников пенджинга Китая. Увлечение пенджингом передалось ему по наследству — он представитель третьего поколения мастеров этого искусства. В 70-е годы Чжао начал разрабатывать то, что, по его мнению, может стать третьей разновидностью пенджинга, а именно шуйхан (стиль «вода и земля»). Вдохновленный классическим садовым искусством Янчжоу и живописными ландшафтами юго-западных провинций Китая, он создает садовые ландшафты, в которых гармонично сочетаются вода, скалы и деревья. Свои творения Чжао создает в плоских контейнерах из мрамора.

Школа Тун

Школа Тун возникла в провинции Аньхой. Основой для этого стиля служит «сливовое дерево провинции Шэ». Старинная поговорка гласит, что «сливовое дерево прекрасно, когда ствол его изогнут, и отвратительно, когда ствол его прям». Круговой изгиб начинается от уровня земли в контейнере. Ствол дерева изгибается в форме буквы «S». Дерево наклоняется вперед — эта форма носит название «свернувшийся дракон».

При формировании китайских кипарисов и можжевельников Сарджента последователи школы Тун придают стволу спиралеобразную форму, пока дерево еще очень молодо. Это позволяет создать на коре бороздки, свойственные старым деревьям.

Некоторые бонсаи провинции Аньхой, расположенной на востоке Китая, в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, отличаются горизонтальными плоскостями, похожими на экраны.

В молодом возрасте ветви деревьев направляют в стороны. Иногда мастера прибегают к прививкам, чтобы получить многомерную геометрическую форму дерева.

Западная школа Су: школа Сучжоу

Деревья, сформированные приверженцами школы Сучжоу, отличаются старыми стволами и причудливо изогнутыми ветвями. Чистые и прекрасные, они создают атмосферу классической элегантности. Традиционные формы строго стандартизованы. Основное требование — чтобы ствол был изогнут и количество изгибов не превышало шести. Три ветви должны быть направлены вправо, а три — влево. Эти ветви называются «шестью платформами». Еще три ветви направляются назад; их называют «тремя основами». Последняя группа ветвей формируется на верхушке, поэтому подобный дизайн пенджинга называют «шесть платформ, три основы и одна макушка».

В окрестностях города Гуаньфу (неподалеку от Сучжоу) сливовый пенджинг формируют иначе. У местных пенджингов три ветви «карабкаются по скале», или «следуют за ветром», или образуют ширму. «Следование за ветром» напоминает пенджинги со склоненным стволом, но угол наклона гораздо больше, а кроме того, ветви также наклонены под большим углом, словно под сильным порывом ветра. Для этой цели часто используют различные сосны. Их можно размещать в жилых комнатах, поскольку их изгиб напоминает приветственный жест, знакомый любому гостю. Такие пенджинги иногда даже называют «приветственными».

Для соблюдения стиля используются два базовых приема: изгиб и обрезка. Ствол и ветви изначально изгибаются в форме буквы «S» с помощью пальмовых нитей. Через несколько лет эта форма совершенствуется посредством искусной обрезки (это основной метод формирования), она сопровождается дальнейшим изгибом ствола и крупных ветвей. Основная характеристика пенджингов школы Сучжоу — старый, толстый ствол с большим количеством ветвей, резкий контраст между мертвой древесиной и пышной зеленью, а также пышная листва на верхушке дерева. Таким образом часто формируют листопадные деревья, такие, как сагереция чайная, вяз мелколистный, клен трехзубчатый, слива и гранат. В школе Сучжоу используются и хвойные деревья — китайский можжевельник и сосна мелкоцветковая.

Шанхайская школа

Деревья шанхайской школы отличаются исключительно высоким качеством, резкими изгибами и длинными ветвями. Здесь используется более ста сорока видов деревьев. Основные принципы те же — начальное формирование с помощью изгиба и совершенствование формы через обрезку. Стволы и ветви изгибают и скручивают с помощью металлической проволоки. Хотя железо быстро поддается коррозии, зато оно доступно, поэтому чаще всего мастера применяют железную проволоку. В течение нескольких лет ветви и сучки обрезаются с целью придания дереву строго определенной формы. У деревьев этой школы стволы и ветви изогнуты самым причудливым образом. Изгибы всегда очень плавные. Плотно расположенные ветви образуют пышные шапки зелени. В целом создается впечатление прочности и основательности в сочетании с нежностью и мягкостью.

Шанхайские каменные сады

Каменные сады весьма популярны у художников шанхайской школы. В этой местности множество твердых камней причудливой формы, и они широко используются для создания пенджингов и ландшафтов. Каждая форма имеет свое название — «топор», «побег бамбука», «камень Инь», «камень сюаньчен» и т. д. Опытные мастера выращивают миниатюрные деревья прямо на камнях.

Сегодня миниатюрные ландшафты шанхайской школы можно разделить на две категории. Пейзажи первой категории выполняются из твердого камня. Художники создают целые сцены с использованием камней и деревьев. Острые пики уходят в небо, а деревца причудливой формы притулились у подножия.

Ландшафты второй категории выполняются из мягкого камня — кораллов, пемзы и песчаника. Камням придается причудливая форма. На них выращивается мох, а затем они раскладываются на подносах, имитирующих водное пространство. Художники используют «плоскую перспективу» или «глубокую перспективу», создавая пейзажи, напоминающие долину реки Янцзы.

Шанхайский ботанический сад, самый большой и известный сад Китая, — центр культивирования карликовых деревьев. Здесь собрано около девятисот пенджингов со всех концов страны. В коллекции можно увидеть очень старые деревья, выращенные еще в период правления Гоминьдана. Некоторые из них были привезены в 30-е годы из Японии.

Во время войн деревья бережно сохранили. В Шанхайском ботаническом саду можно увидеть 120 разновидностей деревьев и 20 видов камней. За коллекцией пенджингов ухаживают 50 опытных садовников. Кроме того, здесь создают пенджинги и каменистые ландшафты на экспорт. В 80-е годы производство пенджингов значительно возросло. В 1980 г. было продано 20 000 миниатюрных деревьев (преимущественно в Японию), а к 1988 г. это количество удвоилось.

Школа Нантон

Специализация школы Нантон — ногоплодник. Ствол этого дерева изгибают два с половиной раза и слегка наклоняют вперед. Листва располагается по обе стороны ствола, что придает растению совершенно неповторимый вид.

Школа Чжеян

Школа Чжеян использует те же виды деревьев, что и шанхайская школа, однако здесь основное внимание уделяется листве. Для того чтобы придать дереву необходимую форму, художники пользуются металлической проволокой и пальмовыми нитями. Помимо этого, большое значение придается правильной обрезке. Обрезаются почки и побеги, расположенные сзади, а также удаляются концевые почки. Художники стремятся к динамичной красоте, а значит — к ритмическим изменениям. Художники провинции Чжеян не всегда изгибают ствол дерева, в частности, при работе с сосной мелкоцветковой. Вертикальный ствол символизирует достоинство, красоту, силу и величие. Наиболее распространены в этой школе стили «высокий ствол» и «лесной».

Школа Хунань

В провинции Хунань для создания пенджингов чаще всего используют можжевельник китайский (Juniperus chinensis sabina) и другие виды можжевельника. Основной стиль — «дерево, карабкающееся на скалу».

Школа Хубэй

Школа Хубэй характеризуется особым стилем пенджингов, который называется «осенняя меланхолия». В результате обрезки ветви и листва дерева сосредоточиваются на одной стороне ствола. Затем художник стремится придать растению вид дерева, согнувшегося под неистовыми порывами ветра.

Школа Хэнань

Особенность школы Хэнань — широкое использование тамариска.

Школа Шандон

В городе Шандон можно найти ландшафтные пенджинги, созданные из черепахового и зеленого ляошаньского камня. Эти камни отличаются причудливой, но в то же время не претенциозной формой, шершавой поверхностью и прихотливыми контурами. Они часто используются для изображения Пенглая, волшебной вершины, где обитают бессмертные боги, или величественной горы Тай.

Пекинская школа

Коллекция миниатюрных деревьев в Пекинском ботаническом саду возникла в конце 1970-х годов. Искусство пентсаи было почти утрачено в годы коммунистического режима. Молодым растениям, собранным в ботаническом саду Пекина, недостает изысканности, но это временный недостаток.

Школа Ляонин

Ландшафтные пейзажи школы Ляонин выполняются из окаменевшего дерева. Этот материал позволяет наиболее эффективно передать суровую красоту Северного Китая.

Школа Цзилин

Школа Цзилин отличается широким использованием пемзы — материала, характерного для сурового севера страны.

Школа Сычуань (Чуань)

Деревья школы Сычуань, или Чуань, имеют очень причудливую форму со множеством изгибов, наклонов, спиралей. Эти деревья выглядят старыми, величественными и исполненными достоинства. Обычными их не назовешь.

Стволы и ветви традиционных пенджингов этой школы изгибаются согласно строгим стандартам. Для придания необходимой формы используется пальмовая нить. Каждое дерево имеет свою особенность с поэтическим названием — например, «жемчужина в объятиях прыгающего дракона». Наиболее популярные формы стволов — это угловые изгибы, «изгибы с парными ветвями», «обратные изгибы», «большие изгибы с поникшими ветвями», «прямой ствол с кроной», «свернувшийся дракон, обвивающий посох или колонну», «старая женщина, причесывающая волосы», «жена, накладывающая косметику на лицо». Изгибы ветвей также имеют свои названия — «плоский», «спиралевидный», «свернутый», «полуплоский», «полуспиральный» и т. д. Этот стиль носит название «изгибы земляных червей».

В ландшафтных пенджингах сычуаньские художники используют преимущественно осадочный песчаник.

Школа Линьнань (Южная группа)

Вторая большая группа региональных стилей пенджингов шуму — это школа Линьнань, или Южная группа. Миниатюрные ландшафты, созданные художниками этой школы, отражают более теплый и дождливый климат региона. Пенджинги, созданные здесь, имеют величественный вид и довольно значительные размеры. Естественно, что в них чувствуется сильное влияние окружающей природы.

Художники школы Линьнань в провинции Гуандун отбирают виды деревьев, которые способны давать побеги из старых стволов и отзывчивы на приемы «рост и зажим», применяемые в этой школе. Наиболее распространены сагеретия чайная, жасмин, фукьенский чай, вяз мелкоцветковый, дзельква пильчатая (серый вяз) и фикусы, в особенности баньяны.

В последние несколько десятилетий наблюдается постепенное смещение интересов в сторону более естественных стилей. Сегодня форма пенджинга во многом определяется естественной формой растения. Художники более не придерживаются строгих формул. Они достигли высокого мастерства в обрезке деревьев, соблюдая идеальные пропорции между стволом, ветвями и молодыми побегами. Если с такого дерева отрезать случайным образом какую-то ветвь, она сама будет иметь форму взрослого дерева. Добиться этого позволяет использование метода «рост и зажим». Обматывание проволокой и другие искусственные средства придания формы художниками школы Линьнань не используются. Они работают только с обрезкой. Художник стремится выявить естественную красоту дерева, а не придать ему ту форму, которая нравится ему самому. И эта цель идеально согласуется с философией даосизма.

В провинции Гуандун ландшафтные пенджинги выполняются из камней Инь. Эти камни идеально передают величие и красоту горных хребтов Китая. Камни могут располагаться вертикально, символизируя пики, уходящие в небо, или лежать на поверхности контейнера, словно среди воды.

Говоря о школе Линьнань, нельзя не упомянуть о художниках провинции Фуузянь. Эта провинция славится пенджингами, созданными из фикусов. Эти вечнозеленые деревья дают воздушные корни, свисающие со стволов, что придает им необычный вид. Ветви и одревесневшие корни сплетаются самым причудливым образом на поверхности контейнера. Такие пенджинги характерны только для южных районов Китая.

Ландшафтные пенджинги, созданные на юге, поражают своей элегантностью и красотой. В автономном регионе Гуанси, к примеру, их чаще всего выполняют из местного осадочного песчаника или трубчатых камней. Художники изображают ландшафты Гуйлиня — долину реки Ли с нефритовыми пиками, спокойными водами, причудливыми пещерами и живописными скалами. Это неповторимое и захватывающее зрелище.

Бонсаи и развитие этого искусства в Японии

К моменту проникновения пенджингов из Китая в Японию японские сады для созерцания назывались «сима», то есть «острова». Это были своеобразные модели моря и разбросанных по нему островов. Иногда художники с точностью копировали какую-то местную бухту, создавая пруды с центральным островом и несколькими мелкими островками. (Такой прием и до сих пор используется при создании садов в восточном стиле.) Иногда такие ландшафты создавали «всухую», разбрасывая камни по поверхности песка. Японское преклонение перед природой и идеи китайских художников породили бонсеки («камни на подносе»). На небольшой поднос или в коробку насыпали песок, а затем живописно разбрасывали по нему камни причудливой формы.

Постепенно японцы начали работать с растениями, создавая композиции из собственных деревьев и камней. Поскольку японский ландшафт не столь разнообразен, как китайский, основными компонентами японских садов и пейзажей были деревья. В некоторых буддийских сектах культивировались элементы религии синто, весьма уважительно относящейся к природе. Таким образом, возникло учение дзэн-буддизма. Сущность философии дзэн можно сформулировать так: «Красота в суровой простоте». Все липшее должно быть устранено, чтобы не мешать постижению истинной буддийской природы вещей.

В Японии создание миниатюрных ландшафтов, символизирующее взаимосвязь природы и искусства, приняло другое направление. Японский бонсаи — это единственное совершенное по форме дерево. Та же концепция представления целой вселенной в одном цветке или растении отражается в искусстве икебаны («танцующих цветов»). Здесь красота достигается с помощью аранжировки различных частей растения, а не только цветков.

Еще один пример концепции минимализма — хайку, семнадцатисложные японские стихи. Квинтэссенцией искусства хайку можно считать творчество японского поэта Мацуо Басе:

На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

Как и в Китае, первыми заинтересовались миниатюрными деревьями японские монахи, ученые и аристократы. Миниатюрные деревья в горшках нравились всем, от сегунов до торговцев и простого люда. Все хотели следить за сменой времен года, наблюдая за крохотным деревцем, растущим в доме. В это время возникло искусство хачиноки («деревья в мисках»). Такие деревца могли позволить себе практически все. Лучшие деревья по-прежнему отбирались в природе, кроме того, для массового потребления их выращивали в питомниках. На старинных картинах часто изображались миниатюрные деревца как декоративная деталь или основной объект натюрморта.

В начале XX века группа японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию, решила создать собственное направление миниатюризации деревьев, приближенное к китайской традиции. Изучив классические манускрипты и приняв китайскую терминологию, они назвали свои деревца бонсаи — так по-японски звучит китайское слово «пентсаи». В этот период было создано множество книг, посвященных данной теме. В конце XX века в Японии издаются специальные журналы, проводятся национальные выставки, создаются клубы любителей миниатюрных деревьев. Из Китая привозятся специальные горшки, но в то же время создаются и чисто японские контейнеры. Сегодня в Японии используют те же методы создания миниатюрных деревьев с помощью медной проволоки, что и во всем мире.

Статья создана по материалам:
Изабель и Реми Самсон «Бонсай»
Статья из введения "The masters` book of bonsai" compiled by Directors of The Japan Bonsai Association
«Школа Бонсаи» Крейг Кассинс